Количество цветов в композиции. Правила составления цветочных композиций

Флорист при составлении работы должен обращать внимание на цветовую гамму и контраст, чтобы достичь следующего:

  • богатого напряжения,
  • мягкого, тонко согласованного акцентирования,
  • экспрессивного воздействия работы, например радостный повод или печальный и т.д.

В зависимости от положения в спектральном кругу различают основные и смешанные цвета. Выбор цвета, его световая интенсивность влияет на эмоциональный мир человека, обогащая или обедняя его.
Иттен выделил основные цвета или цвета 1-го порядка - красный, синий, желтый .
Эти цвета нельзя получить путем смешения других цветов.

Смешивая цвета между собой мы получаем цвета 2-го порядка (оранжевый, зеленый и фиолетовый).

При соединении одного цвета основного и одного цвета первого порядка мы получаем цвета 3-го порядка (желто-оранжевый, сине-фиолетовый, желто-зеленый и т.д .)

В эмоциональном отношении цвета различаются с точки зрения возбуждения и покоя.

Активные цвета (красный и желтый) больше привлекают внимания и дольше остаются в памяти, чем пассивные (синий и зеленый).

К теплым цветам относятся цвета, имеющие красные или желтые оттенки. Среда, в которой используются только холодные оттенки , выглядит безликой, вызывает ощущение холода и пустоты. Теплые тона приближают предметы, холодные отдаляют их. Но злоупотреблять теплыми цветами не стоит.

Сильная яркость возбуждает, воодушевляет человека, ослабленная - успокаивает. Ясная, яркая и гармоничная цветовая композиция пробуждает чувство радости и веселья.
Изменяя световой тон одного и того же цвета, можно изменять восприятие пространства и предметов, увеличивая или уменьшая их. Светлые цвета расширяют пространство, работы выглядят большими. При темных цветах работы меньше. Это свойство часто используется для умышленной иллюзорной коррекции общего впечатления.

Контрасты используются при оформлении магазинов, витрин, ресторанов, интерьеров, но в тоже время цвета должны быть гармоничными. Учитывается светлота, теплота и насыщенность цвета.
Выделяют:

  • дополнительный
  • качественный
  • теплых/холодных цветов
  • сильный
  • количественный

Контрасты и гармония цветов:
Сильный контраст образуют между собой цвета первого порядка (красный, желтый и синий). Используются в детских букетах или на выставках, чтобы добиться максимального эффекта. При длительном и интенсивном действии они утомляют глаза, поэтому использовать в больших масштабах и в больших количествах не рекомендуется.

Дополнительный контраст - цвета, лежащие напротив друг друга (желтый и фиолетовый). Нужно использовать в пропорциях (красный и зеленый 1:1, желтый и фиолетовый- ¼: ¾ , синий и оранжевый - 2/3: 1/3).
Сильный и дополнительный контраст лучше смотрятся в виде акцентнов в небольших помещениях.

Гармоничное 3-цветное сочетание цветов может быть представлено цветами, которые определяются при вписывании треугольника в цветовой круг (равносторониий - желтый, красный и синий; равнобедренный - желтый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый).

Гармоничное 4-цветное сочетание - при вписывании в цветовой круг квадрата (желто-зеленый, оранжевый, красно-фиолетовый, синий) или прямоугольника (желто-зеленый, желто-оранжевый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый).

5-цветное сочетание получается при добавлении к 3-цветному сочетанию черного и белого.

6-цветное сочетание - при вписывании 6-угольника (желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий, зеленый).
Гармония родственных цветов - сочетание цветов, которые в цветовом круге лежат между двумя основными цветами, может участвовать и один основной цвет (желтый, желто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый).

Контраст - это различие.
Цвета различаются по их свойствам. При малейшем их различии появляются незначительные отклонения и возникает напряжение в восприятии. Большие различия очень сильно напряжены, и в этом случае мы говорим о полярном контрасте или противоположности. Светлость желтого, например, смотрится рядом с тусклым черным очень выделяющимся. А если желтый стоит рядом со светло-зеленым, его светлость едва ли будет заметной, в глаза бросится только изменение цвета.

Цвет в ландшафтной композиции – важнейший элемент ее построения и восприятия.

И.Ньютон пришел к выводу, что цвет спектра можно рассматривать в виде круга, где между цветами существует множество последовательных переходов.

Рис. 14. Цветовой круг

Основные цвета – красный, желтый и синий. Их нельзя получить путем смешивания других цветов.

Составные – зеленый, оранжевый, фиолетовый. Каждый из этих цветов является смесью двух основных цветов.

Третичные цвета – расположены между основными и составными.

Теплые цвета находятся справа от желтого и фиолетового, холодные – слева. Чистые желтый и фиолетовый не являются ни теплыми, ни холодными.

Хроматическими называются цвета спектра (условное разделение, т.к. резких цветовых градаций в спектре нет). Ахроматические цвета – белый, черный, серый, которые характеризуются светлотой или ощущением яркости – в процентах от яркости белого цвета. Белый цвет вносит свет и оживление, создает эффект объемности в растительных композициях, черный – уменьшает объемность, усиливает теплые тона.

Дополнительными называются цвета, расположенные на одном диаметре цветового круга (друг напротив друга). При сопоставлении такие цвета дают наибольший контраст, усиливают друг друга (например, красный – зеленый, синий – оранжевый, желтый – фиолетовый).

Цветовая композиция создается на основе контраста, либо нюанса. Наибольший контраст дают взаимо дополнительные цвета, а в трехцветной композиции – находящиеся на равных расстояниях в цветовом круге. Контраст может быть цветовой – сочетание разных тонов при равных яркостях – и яркостный – сочетание различных яркостей, равных по цветности.

Нюансная композиция строится на цветах, близких по цветовому тону и насыщенности. Нюанс – сочетания в пределах одного цвета, различаемые по светлоте. Контраст возбуждает внимание, а нюанс успокаивает, требует больше времени на восприятие.

Ахроматические цвета гармонируют со всеми цветами, увеличивая их насыщенность, разделяя в композиции плохо сочетаемые цвета.



Существует три основные характеристики цвета:

1) цветовой тон – качественная характеристика цвета, волновой состав отраженного потока

2) светлота (яркость) – количественная характеристика цвета, количество отраженной энергии

3) насыщенность (интенсивность) – степень цветности, соотношение чистого спектрального цвета с ахроматическим. Чистота цвета зависит от степени «разбавления» цвета ахроматическим. Насыщенность снижается при добавлении небольшого количества дополняющего цвета, при сочетании нескольких цветов.

Цвет воспринимается человеком разносторонне, с участием всех чувств. Цвет способен создать впечатление легкости или тяжести предмета, тепла или холода, вызвать чувства веселья или печали. Теплые цвета (красный, оранжевый) действуют возбуждающе, холодные (синий, голубой) – успокаивающе. Зеленый обеспечивает равновесие. На психологическом и физиологическом воздействии цвета основана цветотерапия, которая использовалась еще в средние века.

Восприятие цвета зависит от соотношения цвета и фона, от особенностей освещения, от расстояния и воздушной перспективы. Связь явлений освещенности и цвета отражается в понятии цвето – световой среды ландшафта – совокупности климатических и погодных условий, светоотражающих свойств покрытий (трава, песок, вода, камень) и строений, цвета листвы растений. Цвета нейтрализуются при ярком свете, в тени, в отбрасываемой тени, на большом расстоянии. Цвет объекта меняется при различном освещении. Например, зеленое дерево при солнечном освещении – желто-зеленое, а в пасмурную погоду – сине-зеленое. При электрическом освещении красные цвета кажутся более насыщенными, а синие – наоборот. Днем максимально воспринимаются красные цвета, в сумерках – сине-голубые.

Любой цвет на фоне контрастного воспринимается более насыщенным, поэтому сочетание контрастных цветов позволяет повысить насыщенность рисунков. Насыщенность цветов уменьшается при сочетании нескольких цветов – тем больше, чем ближе цвета расположены в цветовом круге. Контраст усиливается с увеличением различий в светлоте и насыщенности используемых цветов.


Основные схемы организации цветов в композиции:

1) Монохромная цветовая схема – используют один цвет и его светлые, средние и темные оттенки. Схема создает настроение простоты и ясности.

2) Смежная цветовая схема – основана на использовании смежных цветов, расположенных рядом на цветовом круге. Цвета гармонируют из-за наличия у них общего цвета (например, красный, красно-оранжевый, оранжевый). Используют обычно три – пять цветов. Схема создает впечатление простоты, эмоциональная окраска композиции зависит от используемых цветов. Иногда в смежную цветовую схему включают цвет с противоположной стороны цветового круга для усиления другого цвета.

3) Дополняющая цветовая схема – основана на использовании дополнительных цветов, которые действуют как усилители и обусловливают драматичность восприятия схемы. Теплые и холодные цвета (например, синий – красный) также дополняют друг друга, но в меньшей степени.

4) Тройная цветовая схема – используют любые три цвета, при соединении которых на цветовом круге образуется равносторонний треугольник (например, красный – желтый – синий). Схема создает веселое, жизнерадостное настроение.

Условием создания красочных, гармоничных цветовых решений является соблюдение пропорций цвета каждого компонента в общей композиции. Это позволяет усилить и выявить доминирующий цвет, составляющий основу композиции и ослабить яркие тона.

Важнейшим средством создания гармоничных цветовых композиций является ритм повторное использование одного цвета при различных размерах и формах объектов.

При создании перспективы следует учитывать, что теплые тона зрительно сокращают расстояние, холодные – увеличивают. Чистые тона в отдалении нейтрализуются в голубой дымке, при этом синие и голубые тона не изменяют цвет. Для создания глубины пространства на переднем плане используют желтые, оранжевые и красные оттенки, на дальнем – голубые и фиолетовые тона (темнолиственные породы, синие и голубые пятна цветников). Если сад слишком длинный и узкий, можно использовать яркие цвета на дальнем плане, мягкие тона – на переднем.

При проектировании цветовых композиций необходимо учитывать цвет зданий, ограды, мощения и даже интерьера, которые должны включаться в общую цветовую гамму ландшафтной композиции, а не разбивать ее. Учитывают также сезонные и возрастные изменения цвета.

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные и составные цвета спектра.

2. Какие цвета спектра являются теплыми, а какие – холодными?

3. Назовите ахроматические цвета и дайте их характеристику.

4. Какие цвета называют дополнительными?

5. Как строятся контрастная и нюансная цветовые композиции?

6. Охарактеризуйте основные схемы организации цветов в композиции.

Задание 1. Разработать цветовое решение композиции абстрактных геометрических форм. Указать используемую цветовую схему и приемы композиции.

Задание 2. Разработать цветовое решение миксбордера с использованием контраста и нюанса, в теплой и холодной гамме.

Рис. 15. Схемы миксбордеров

Пояснения к выполнению задания. Выбранная цветовая схема должна быть четкой и хорошо просматриваться. Для правильного колористического решения миксбордера необходимо знать структуру смешанного бордюра, которая включает: 1) фокусное растение или несколько доминирующих растений, 2) дополняющие растения и 3) заполняющие растения, создающие фон. Фокусное растение является центром композиции и отличается яркой окраской, определяющей тональность всего миксбордера. Можно использовать несколько доминирующих растений, расположенных точечно и связывающих бордюр в единое целое. Дополняющие растения не должны конкурировать с доминирующими по яркости окраски. Заполняющие растения, окрашенные обычно в нейтральные тона – серые, серебристые, зеленые - используют для создания фона и заполнения свободных пространств.

При проектировании миксбордера используют повторение и ритм – как отдельных, фокусных растений, так и групп. Объединение растений в группы становится важнейшим элементом композиции, а повторяемость создает эффект целостности цветника. При этом растения могут располагаться отдельными куртинами с четкими границами или же контуры различных цветов могут иметь размытые очертания, что создается смешением и взаимопроникновением отдельных видов растений.

В миксбордере выделяют передний, средний план и фон. Центр миксбордера должен иметь наиболее яркую окраску. Используют также законы воздушной перспективы – растения с красной окраской цветков размещают на переднем плане, синего – на дальнем. Цвета должны располагаться в порядке светового спектра – от красного к желтому и от зеленого к синему при движении от переднего плана к дальнему.

Контрастные сочетания разделяют нейтральными тонами – зелеными, серебристыми. Белый цвет используют для подчеркивания оттенка.

На схемах миксбордеров (рис. 15) отдельные контуры соответствуют одному виду растений, их закрашивают в цвет цветков (или листьев у декоративно-лиственных растений).

Язык цветов, с помощью которого выражают идеи, чувства, настроение - э то, можно сказать, целая наука, которая раскрывает значение, символику различных цветов и растений. Лично меня очень заинтересовала эта тема, и, как видите, я сразу делюсь этим.


Язык цветов стал снова популярен в наше время, однако, конечно, не находит такого широкого применения, как в прошлые времена, когда молодежь поголовно увлекалась им. Каждый умел составить и расшифровать послание которое нес тот или иной букет цветов.

Язык цветов возник на Востоке и широко использовался как при преподношениях букетов, так и в лирических произведениях. В Европу язык цветов пришел в 18 веке и очень распространился светском обществе – его использовали на балах, в играх и в письмах.

Во времена Викторианской эпохи язык цветов очень выручал в тех случаях, когда о чувствах нельзя было говорить открыто, а требовал тайного выражения. Цветочный язык, как и любой другой, с течением времени менялся и приспосабливался под условия, в которых его использовали – ведь в каждой местности свои любимые цветы.

Поэт Дмитрий Ознобишин посвятил цветам специальное исследование. В 1830 году он перевел с персидского языка и издал книгу "Селам, или язык цветов" и поместил более 400 названий растений, где каждому из них соответствовала какое-либо изречение, либо фраза на языке цветов. Он считал, что тайный язык появился в тех краях, где женщина была вынуждена в силу сословных предрассудков вести замкнутый образ жизни, но оставляла за собой право на выражение истинного чувства.

К нам дошли даже некоторые цветочные словари, они подробно рассказывают о значении очень многих растений. Ниже я приведу в пример ряд цветов и их значения, но это маленькая часть из того, что на самом деле вмещают цветочные словари.


Тюльпан– всем известно, что он является эмблемой Голландии, которая славится своими плантациями тюльпанов. Желтый тюльпан на языке цветов означает "Твоя улыбка, как солнечный свет ", красный – "Поверь мне ", пестрый – "Прекрасные глаза ". А в общем – это цветок символ чистой любви.

Хризантема – желтая означает дружескую любовь, белая – правду, красная – удачу и наилучшие пожелания.

Сирень – если белая, то будет означать первую любовь, фиолетовая – "Мое сердце принадлежит тебе ".

Орхидея – роскошный цветок и означает красоту, любовь. И еще он считается китайским символом детства.

Нарцисс – вопреки легенде на языке цветов нарцисс означает внимание, рыцарство. Желтым цветком говорили "Ты – единственная ", "Когда я с тобой, солнце всегда сияет ".

Подснежник – даря первый весенний цветок, говорите "Ты не такая, как все", а также он означает нежность и надежду.

Роза – ох, сколько уже их было подарено! Она олицетворяет любовь!

Существует общепринятая символика цветов. Знание значения цветов и цвета поможет нам сделать правильный выбор.

Букет – это не только красиво оформленные цветы, но и способ выразить чувства или мысли человека. Язык цветов не менее выразителен, чем любой другой. Цвет, форма, количество, оформление цветов все может нести огромную смысловую нагрузку. Часто это связано с легендами и мифами о том или ином цветке.

Но со значением цветов связано и множество предрассудков. Например, желтый цвет считается цветом разлуки, хотя на самом деле желтый – это цвет солнца, цвет тепла и интеллекта. Согласно языку цветов, жёлтые розы не имеют никакого отношения к разлуке, даже,наоборот, выражает самые позитивные эмоции.

Чтобы не ошибиться с цветом выбирайте универсальную окраску цветов - белую. Она прекрасно сочетается с другими оттенками и подходит для всех случаев. Белые цветы хороши везде. Букеты из белых цветов наиболее нейтральны, вносит свет, веселье, символизирует чистоту, невинность. Например, хрупкие белые тюльпаны.

Красный цвет - это активный цвет, считается цветом любви и страсти, любви к жизни, цвет свободы. Красные розы - самые любимые цветы всех влюбленных, Этот цвет сам по себе выглядит эффектно, следует избегать больших композиций. Красный цвет в букете прекрасно сочетается с белым, желтым. Разовый цвет является цветом скромности и юности, символизирует нежные чувства дарящего, может выражать даже признание в любви.

Синие цветы так привлекательны! Даже в небольшом сосуде или кашпо цветы одного тона выглядят очень эффектно. Синий цвет - холодный и тихий, строгий и полный энергии. Он символизирует энергию и бесконечность, доверие и верность. Этот цвет свежести, прохлады и романтики.

Синий цвет создает иллюзию простора. Незабудки, дельфиниум - король синих цветов, мускари синего цвет. Букет синих ирисов, подаренных любимой женщине, напомнит ей, что у нее есть на кого положиться. Насыщенный синий цвет сочетается с ярко-желтым или ослепительно белым.

Фиолетовый цвет символизирует величие, достоинство, роскошь. Голубой - чистота, верность. Букет голубых колокольчиков или незабудок хорошо преподнести чистому, юному, невинному созданию.

Зеленый - мир, покой. Композиции с большим количеством зелени помогут создать приятную, спокойную атмосферу дома или в офисе. Светло-зеленый - чистота, веселье. Букеты с использованием светлой зелени особенно хороши весной. Темно-зеленый - надежда, покой, мир, плодородие.

Букет, предназначенный ребенку ко дню его рождения, должен быть обязательно ярким и красочным, радостных тонов. Подарите ему один цветочек или маленький смешанный букетик из мелких и нежных цветов. Молодой девушке не принято дарить ярко - красные цветы. Ей можно подарить ландыши, тюльпаны..., да все то, что она любит. Любимой женщине можно подарить орхидеи, но не рекомендуется ей дарить гвоздики.

Маме своей подарите розы или собранные из разных цветов и нарядно оформленный. Пожилым женщинам избегайте дарить темные и быстроувядающие цветы. Можно подарить компактный букет из светлых цветов, но не белый, так как белый - цвет невесты. Людям преклонного возраста принято дарить цветы с длинными цветоносами - гладиолусы.

Некоторые считают, что мужчинам цветы не дарят. Не совсем верно. Мужчинам принято дарить крупные цветы на длинном стебле – розы, гладиолусы, хризантемы. А если у мужчины юбилей, вернисаж или премьера, то есть повод подарить ему нарядные, пышные букеты, можно и в корзинах.

Но тем не менее тюльпаны, розы, гвоздики, герберы можно смело дарить в любой ситуации. Сирень, черемуха, полевые цветы для официальной обстановки не подходят, хотя кабинет в офисе, если хозяйка его - дама, сирень не только украсит, но придаст ему чуть домашнюю обстановку. Если в доме любят комнатные растения, смело можно нести редкий кактус.


Цветы должны соответствовать случаю. К юбилейным датам традиционно вручают букеты из хризантем, лилий, гладиолусов, роз или гвоздик. Роскошные большие букеты преподносят в исключительных случаях, на особых торжествах.

Количество цветов в букете имеет определенное значение: принято дарить нечетное количество цветков: один, три, пять, семь... Один цветок - это знак внимания; три цветка - знак уважения; пять - признания; семь - любви... Если цветов больше двенадцати, то счет идет на полдюжины, то есть число цветков в букете должно делиться на шесть.

Язык цветов может быть реализован как с помощью использования разноцветных предметов, раскраски объектов, так и путём создания цветочных композиций из живых растений - букетов, венков и т. п.

Параллельно с европейским искусством составления цветочных композиций, развивалось оно и на Востоке.

Японская икебана - одно из наиболее известных восточных течений.

f" gradientshapeok="t " o:connecttype="rect "/> edit" aspectratio="t "/>

Интересно, что поначалу составлением цветочных композиций в Японии занимались только мужчины.

Эти букеты делались для буддийских храмов и использовались в религиозных обрядах.

В икебане растения и цветы всегда отбирались со смыслом.

Каждый элемент - это символ и несет свою собственную смысловую нагрузку.

Мне захотелось поближе познакомиться с этим видом флористики.

Добавить в закладки:


Гармония цвета в композиции является одним из элементов единства, законченности композиции. Чтобы достичь такого эффекта, следует воспользоваться так называемым цветовым кругом. В цветовом круге располагаются оттенки солнечного спектра, пропущенного через призму, а также переходные тона. Цвета делятся на теплые и холодные. Существует ошибочное мнение, что красный цвет всегда теплый, а, например, фиолетовый всегда холодный. Это не совсем правильно, потому что холодность или теплота цвета определяется его оттенками.

Если в цвете присутствует оттенок, как бы вкрапление желтого, то такой цвет будет теплым. Если присутствует оттенок голубого, то цвет будет холодным. Традиционно в цветочной аранжировке предпочтение отдается теплым тонам.

Теплые тона оживляют композицию. Чистые цвета этой части спектра очень эффектны и отвлекают внимание от холодных цветов — оттенки выглядят не столь резко.

Важное свойство теплых цветов — зрительно приближать окрашенные в них цветы. Холодные тона успокаивают.

Чистые цвета холодной части спектра несут умиротворение в жаркие солнечные дни, но яркие теплые цвета их подавляют. Важное свойство холодных цветов — зрительно отдалять окрашенные в них цветы.

Сочетание цвета

В аранжировках гармонично сочетаются следующие цвета и оттенки: цвета, которые находятся на равном расстоянии друг от друга в одной половине цветового круга. Например, зеленый, желтый, оранжевый; противоположные цвета в цветовом круге.

Например, красный и зеленый, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый; соседние цвета в цветовом круге.

Например, желтый, желто-оранжевый, красный; синий, сине-голубой, голубой; светло-зеленый, желтый, оранжевый; различные оттенки одной окраски, гармоничные по сходству окрашивания. Например, от темно-розовой до бледно-розовой.

При этом в сочетании трех тонов один из них должен доминировать. Два других цвета должны быть в равных количествах. Это значит, что, если в композиции использованы, например, зеленый, желтый и красный тона, то один из них должен составлять, например, 50% цвета композиции, два других — по 25%.

Кроме того, фон для композиции выдерживается в нейтральных тонах (белый, черный, серый). Либо фон включает в себя оттенок основного цвета композиции (например, если в композиции доминирует розовый, а фон для нее — белый, то фон будет белым с розовым оттенком). Задний фон создается темным для ярких цветов, светлый фон — для темных цветов.

Тонкости выбора

При выборе цветов учитывайте освещение помещения, в котором будет находиться аранжировка. Синие или фиолетовые цветы на свету могут «играть», но в плохо освещенном месте просто на будут видны — для затененных углов подбирайте светлые цвета. Вечернее искусственное освещение изменяет цвета.

Под флуоресцентной лампой холодные цвета кажутся ярче, а теплые — более приглушенными. Под электрической лампой холодные цвета выглядят более приглушенными, а теплые — более яркими.

При свечах холодные цвета выглядят более темными, а теплые цвета приобретают желтый оттенок.

Кстати, в Японии цвет растительного материала выбирают в зависимости от времени года, в западном мире тоже существует сезонный цветочной символизм. Весна — время желтого и голубого, летом царит буйство красок, осенью приняты коричневые, оранжевые и желтые тона, а период Рождества ассоциируется с белым и ярко-красным. Цветовые сочетания создают монохромные, контрастные (дополнительные), аналогичные (соседние) или полихромные (многоцветные) композиции.

В монохромной композиции используют различные оттенки одного цвета. Это самый простой способ передать соответствующее настроение — красный цвет создает драматический эффект, желтый цвет — яркий и жизнерадостный, синий передает ощущение покоя и т. д.

В такой композиции идеально использовать все оттенки основного цвета — от самых бледных до темных, например, от бледно-розового до бордового. Стебли и/или листья бывают разных оттенков зеленого, коричневого или белого, так что действительно однотонное сочетание можно создать только в пределах этих цветов.

Контраст и полихромность

В контрастных композициях используют противоположные в цветовом круге цвета. О таких цветах мы только что говорили выше. Контрастные сочетания не должны быть слишком яркими. Хорошо смотрятся сочетания светлых оттенков выбранного цвета в композиции, выдержанной в пастельных тонах.

Например, розовый с неярким голубым, лиловый с желтовато-коричневым. Можно также использовать сочетание светлого оттенка одного цвета с темным оттенком контрастного цвета.

В аналогичных композициях используют два, три или четыре цвета, расположенных рядом внутри цветового круга. Не обязательно использовать только чистые цвета. Можно и нужно использовать их оттенки. Аналогичные сочетания в синих и лиловых тонах могут быть приглушенными и сдержанными, в красных и фиолетовых — яркими, активными. Как мы помним, один из цветов должен быть доминирующим.

Полихромные композиции иначе называют многоцветными, или радужными. В них используют цвета из разных или даже из всех частей цветового круга. Здесь важно избежать чрезмерной яркости, напыщенности, крикливости. Такой не самый лучший эффект может сложиться при сочетании множества оттенков красного и лилового, желтого и синего, оранжевого и фиолетового. Поэтому лучше использовать более приглушенные оттенки.

В полихромной композиции следует избегать равномерного распределения цветов, иначе она получится не гармоничной, а пятнистой. Несколько основных цветов должны быть подчеркнуты, дополнены другими. Эти дополнительные цвета могут быть не в самих растениях, но в посуде для композиции, материале-наполнителе, фоне.


Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

На протяжении веков составление букетов оставалось популярным искусством, и многие люди считают способность создавать гармоничные цветочные композиции бесценным навыком. Хотя в каждой стране есть свои особенности составления букетов, во многих культурах ценится цветочный символизм, при котором каждый цветок или элемент композиции имеет свое значение. Но даже если вы не обладаете глубокими познаниями во флористике, вы все равно можете научиться создавать прекрасные цветочные композиции, если воспользуетесь несколькими простыми советами. Просто читайте дальше и у вас все получится.

Шаги

Часть 1

Планирование цветочной композиции

    Выберите цветы по сезону. Выбирая цветы по сезону, вы сэкономите деньги, а ваша композиция будет соответствовать времени года. Это особенно важно, если вы составляете букет для особого мероприятия, к примеру, свадьбы, годовщины или вечеринки по случаю дня рождения.

    Выберите сосуд. Выбор сосуда для составления букета зависит от желаемого стиля композиции. Для составления букета можно использовать практически любой сосуд, если только он сочетается с высотой, весом и внешним видом используемых цветов.

    Используйте дополнительные цвета. Выбор цвета очень важен при составлении цветочных композиций, но если дело касается комбинации цветов, строго определенных правил здесь не существует. Все зависит от желаемого стиля и настроения вашей композиции. Вот несколько моментов, которые следует учесть:

    • Добавьте дополнительные цвета в вашу композицию, чтобы разнообразить ее и придать ей живости. Попробуйте смешать красные и оранжевые цветы с ярко-зелеными стеблями для свежести. Можно также смешать розовые и пурпурные цветы с белыми цветами перекати-поле для более мягкого эффекта.
    • Попробуйте смешать несколько разновидностей цветов одного цвета или различных оттенков одного и того же цвета. Добавьте немного глубины, выложив по внешнему краю ветви зеленых листьев.
    • Также можно попробовать создать композицию из одной разновидности цветов в различных цветовых комбинациях, к примеру, взять оранжевые, белые и желтые маргаритки герберы или розовые и пурпурные тюльпаны.
  1. Добавьте немного текстуры. Цветочные композиции не обязательно должны состоять из одних цветов. Вы может добавить немного текстуры, к примеру, зеленые или сухие ветви или другие сезонные элементы.

    • Попробуйте добавить высокую траву, стебли ягод, вербу, кукурузные стебли, щавель или листья ириса.
    • Чтобы композиция больше соответствовала сезону, добавьте сосновые шишки, тыкву, побеги остролиста, кисточки ягод или другие фруктовые и овощные растения.
  2. Выберите место для законченной композиции. Еще одним важным аспектом является цель составления букета и его месторасположение. Продумайте цветовую гамму и общее настроение комнаты, в которой вы собираетесь поставить цветочную композицию, и выберите наиболее подходящий дизайн. Также следует учесть площадь доступного пространства.

    Часть 2

    Подготовка цветов и материалов
    1. Подготовьте необходимые материалы. Прежде чем приступать непосредственно к составлению букета, очень важно иметь необходимые материалы под рукой – это значительно упростит процесс. В зависимости от типа цветочной композиции, вам понадобится следующее:

      • Чистый сосуд для цветов – это может быть ваза, миска или корзина (или любая другая емкость) в зависимости от количества и размера цветов.
      • Флористический пенопласт или губка, для закрепления цветов в сосудах с широким горлом.
      • Тесьма для скрепления цветов между собой, особенно при использовании высоких узких ваз.
      • Острый нож или секатор для обрезания цветочных стеблей.
      • Немного фиксирующей жидкости (обычно продается вместе со свежими цветами).
      • Чистая и просторная рабочая поверхность, покрытая газетой.
      • Набор цветов и зеленых ветвей.
    2. Подрежьте стволы цветов и оборвите листья. Прежде чем составлять цветочную композицию, важно подрезать стволы, тогда цветы будут лучше впитывать влагу и дольше оставаться свежими. Обрежьте стволы по диагонали на 2,5 см от основания с помощью острого ножа или садовых ножниц. Не рекомендуется использовать кухонные ножницы, так как это может повредить стволы цветов, и они не будут получать достаточно влаги.

    3. Подготовьте сосуд. Следующим этапом будет подготовка вазы, миски, коробки или любой другой емкости для цветочной композиции. Сосуд должен быть аккуратным и чистым, без осадка или грязи.

      • Если вы используете флористическую губку (которая прекрасно подходит для закрепления цветов и насыщения их влагой), следует предварительно замочить ее в фиксирующей жидкости на 15 минут, а затем обрезать края острым ножом по форме емкости для цветочной композиции. Поместите влажную обрезанную губку в сосуд и примотайте ее флористической тесьмой.
      • Если вы используете флористический пенопласт или целлофановую сетку (которые прекрасно подходят для тяжелых цветов и цветов с древесным основанием), поместите его/ее в емкость и закрепите тесьмой или клеем для цветов.
      • Вы также можете переплести древесные основания зеленых стеблей на дне сосуда. Это послужит естественной сеткой для фиксации цветов.
    4. Налейте воду. На данном этапе нужно налить в сосуд воду, если вы используете цветочную сетку или пенопласт или не используете ничего из этого. Если же вы используете флористическую губку, добавлять воду не нужно.

      Часть 3

      Составление композиции

      Начните с больших доминирующих цветов. При составлении композиции начинать следует с самых больших и ярких цветов.

      • Вместо использования разных видов цветов одновременно, лучше всего работать с одной разновидностью, а затем переходить к другой. В этом случае вы сможете использовать различные комбинации цветов по форме и цвету для получения более равномерной и сбалансированной композиции.
      • Работайте по кругу, расставляя цветы по внешнему краю сосуда. Использование влажной губки упростит этот процесс. Если губки у вас нет, проделайте отверстия острым предметом, чтобы в них можно было вставить стволы цветов – но старайтесь не делать отверстия шире диаметра стволов, иначе цветы будут шататься.
      • Поворачивайте цветочную композицию в процессе работы, чтобы она выглядела равномерной со всех сторон, для чего вам отлично подойдет вращающийся поднос для закусок!
    5. Расставляйте цветы кругами по очереди. По окончании работы с первым кругом цветов переходите к следующему, используя различные вариации цветов.

      • Второй круг из цветов должен находиться внутри первого. Попробуйте создать эффект купола, поместив цветы с более длинными стволами в самую середину. Законченная композиция будет напоминать поляну цветов на холме.
      • Продолжайте расставлять разные виды цветов по очереди, отталкиваясь от их размера и предполагаемого количества цветов в композиции.
    6. Используйте нечетное количество цветов для каждого круга. Одно из основных правил при составлении букета - это использование нечетного количество цветов каждого вида.

      • Например, можно расположить 7 роз по внешнему кругу, 5 белых роз по внутреннему, и 3 побега перекати-поле между ними.
      • Такой метод помогает достичь большей органичности и целостности композиции.
    7. Обратите внимание на высоту и ширину. Высота и ширина вашей композиции является еще одним фактором, который следует учитывать при создании композиции.

      • Как правило, если дело касается высоты композиции, то она должна быть в один раз или половину выше вазы или любой другой емкости.
      • Нет строго определенных правил насчет ширины композиции, но она должна соответствовать высоте.
      • Поворачивайте композицию по мере работы, тогда высота и ширина будут одинаковыми с обеих сторон.