Слон и Моська (По улицам Слона водили…). Слон и Моська (По улицам Слона водили…) Крылатые выражения из басни «Слон и Моська»

Слон и Моська – басня Крылова, ставшая классикой жанра. Персонажи басни, вложенными в них остроумным Крыловым словами, отлично передают отношения людей, выставляемые напоказ.

Басня Слон и Моська читать

По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас,
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться;
Ну так и лезет в драку с ним.
"Соседка, перестань срамиться, -
Ей Шавка говорит, - тебе ли со Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает. -
"Эх, эх! - ей Моська отвечает, -
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
"Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!"

Мораль басни Слон и Моська

Выясняя мораль басни Слон и Моська, мнения делятся на два лагеря. Одни смотрят на басню прямо, другие – ищут скрытый смысл. Первые предполагают, что мораль выражена в последних словах: “Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона!”. Другие же полагают, что основной мыслью является та, что хоть шумом вокруг себя и можно создать любое мнение окружающих, но проницательные люди всё же поймут, чего стоит весь этот шум. Получается, что каждый видит ту мораль, которую ему удобно увидеть в силу своего восприятия. Особенно не нравится вторая мораль Моськам, которым важнее не быть кем-то, а слыть.

По улица водили Слона напоказ, за ним ходили толпы зевак. Тут выбежала Маленькая Моська и начала громко лаять на Слона. Она визжала, лезла с ним в драку, но тот не обращал на нее никакого внимания. Другие собаки Моське говорят, что надо перестать лаять, ведь от этого совсем нет толку. Но Моська отвечает, что она это делает, чтобы про нее все думали, что она сильна, раз лает на Слона.

Читать басню Слон и Моська онлайн

По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас,
Так за Слоном толпы зевак ходили.

Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться;
Ну так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться, -
Ей Шавка говорит, - тебе ли со Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает. -
«Эх, эх! - ей Моська отвечает, -
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!»


(Илл. Ирины Петелиной)

Мораль басни Слон и Моська

Хоть шумом вокруг себя и можно создать любое мнение окружающих, но проницательные люди всё же поймут, чего стоит весь этот шум. Несуразны и смешны средства достижения цели Моськи, недальновидны и собаки, находящиеся рядом с Моськой, принимающие её выходки за чистую монету. Уловки Моськи направлены именно на них, собак, а не на Слона. Люди, подобные Моське, могут создать вокруг себя ажиотаж, но умные разберутся, что за этим стоит.

По улицам Слона водили,
Как видно напоказ —
Известно, что Слоны в диковинку у нас —
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться,-
Ей шавка говорит,- тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает».-
«Эх, эх! — ей Моська отвечает,-
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!»

Анализ / мораль басни «Слон и Моська» Крылова

Басню «Слон и Моська» Иван Андреевич Крылов впервые опубликовал в журнале «Драматический вестник».

Басня написана в 1808 году. Это год, когда за И. Крыловым вся читающая Россия признала талант национального баснописца. Его наперебой приглашают в гости с декламацией собственных произведений. А делал он это мастерски, тем самым только увеличивая популярность басен. Произведение написано разностопным ямбом с опоясывающей и смежной рифмовкой. Сюжетный ход близок одной из басен А. Сумарокова. Поводом к созданию произведения мог послужить слон, подаренный императору лет 15 тому назад. Первые строки отмечены ассонансом, в последующих встречается аллитерация. Начальная строчка, кстати, давно стала своеобразным фразеологическим оборотом. По городу вели Слона, поражая воображение прохожих. «Толпы зевак ходили»: зрелище и впрямь диковинное. Грубоватое «зеваки» означает праздношатающуюся публику всех сословий. «Навстречу Моська»: под этим именем скрывается еще и порода собаки – мопс. «Увидевши»: устаревшая форма деепричастия, широко распространенная в баснях И. Крылова. Следом идет каскад глагольных синонимов. «Лезет в драку». Рассудительная шавка, почесываясь, роняет: тебе ль со Слоном возиться? Просторечная лексика (та же «шавка» — дворняга) И. Крылова не искусственна, лишена нарочитых архаизмов, не режет слух и придает эффектную экспрессию. Интересно обращение собак между собой: соседка. «Срамиться»: позориться. Моська отвечает непонятливой шавке междометиями: эх! Эх! Оказывается, весь смысл этого маленького театрального представления и заключен в том, что реакции от Слона не последует. Зато собачка прослывет «большой забиякой», задирой практически бойцовой породы. Это прибавит ей очков по всем фронтам, не говоря уж об уважении хозяина. Вся жизнь ее будет овеяна геройской славой, найдется что и рассказать потомкам. Все псы в восхищении от ее пыла: она сильна, что лает на Слона! Мораль автором явно не подается, он предлагает читателю самому сделать вывод. Моська надеется обмануть простодушных, хотя сама о себе знает правду. Она нападает (пусть и мнимо) на того, кто ни в чем не виноват и не заслуживает такого отношения. Так собачка становится олицетворением людской молвы, пересудов, сплетен. Уязвленная вниманием к Слону, она пытается примазаться к его популярности.

Финальная строка «Слона и Моськи» И. Крылова практически сразу стала крылатым выражением, уйдя в народ на правах полноценной пословицы.

"Мы рождены, чтоб сказку сделать былью...". Страшную сказку о том, как европейский фасад СССР превратился в задворки Евросоюза, сегодня сделали былью реал-политики прибалтийских лимитрофов, старательно продающих русофобию, но оказавшихся не в состоянии получить взамен экономическое процветание.

На первый взгляд картина выглядит красиво - объединенная Европа на прибалтийских подступах грудью встречает русских медведей. Которые под угрозой "несокрушимой решимости" 28 объединенных государств, поддержанных войсками США и НАТО, стоят "нерушимой стеной, обороной стальной...". Но только на первый взгляд.

А вот на второй, третий et cetera выясняется, что никакого единства нет и в помине. Просто более опытные, старые и богатые страны Европы используют молодых, бедных и глупых в своих корыстных целях. А те, в свою очередь, давно и нежно друг против друга дружат, стремясь откусить у соседа кусочек евро.

Об одном из таких примеров, закончившихся публичным скандалом и штрафом, описан нами в материале Тогда Литва разобрала железнодорожные пути в Латвию, чтобы исключить возможность доставлять нефтепродукты в Рижский порт.

Но это лишь небольшая, хотя и очень наглядная страница в непрекращающейся партизанской войне всех против всех между прибалтийскими лимитрофами. Достаточно вспомнить, что желая снова опередить конкурентов и снять все сливки, Вильнюс расстарался и взял в аренду у Норвегии СПГ-терминал, заодно подписав с норвегами 10-летний контракт по принципу "бери и плати", обязавшись ежегодно покупать газ у Норвегии. Или платить за него, даже не покупая.

Идея была гениальная - перепродавать этот дорогой газ соседям как символ нерушимого единства. Но Латвия с Эстонией предпочли "продаться "Газпрому" и продолжить покупать газ в России - слишком уж дорог газ у партнеров по Евросоюзу. Литва ожидаемо обиделась, так как будет не только нести и оставшиеся 8 лет убытки по контракту, но и не может теперь рассчитывать на компенсации из фондов Евросоюза, так как терминал не подпадает под понятие регионального.

А о том, чтобы сговориться с поляками, и речи быть не может. Польша много богаче, больше и многолюднее. И амбиции этого "люда" распространяются не только на Галицию в пока еще Украине. но и на Виленский край с городом Вильно, "по ошибке" сегодня являющегося столицей Литвы. Да и Мемель (Клайпеда) Польше не повредит. И в Литве это прекрасно понимают.

Что до Клайпеды, то здесь дело не столько в исторических претензиях, но сколько в экономических. Это крупнейший порт Прибалтики, в прошлом году переваливший рекордные 40 с небольшим миллионов тонн грузов. Мало того, пять лет назад Еврокомиссия внесла Клайпедский порт в список 319 важнейших портов мира. Так что есть за что бороться.

На сегодняшний день порт Клайпеды является единственным портом в трех республиках, который наращивает товарооборот в то время, как все остальные его последовательно сокращают. Убытки портов Латвии и Эстонии от сокращения потока грузов из России превышают миллиард евро ежегодно, если исходить из стандартной ставки 10 евро за тонну груза. На само деле убытки еще больше, так как от сокращения грузопотока страдают и железные дороги, и вся смежная инфраструктура.

Специалисты "Балтийской ассоциации транспорта и логистики" не устают напоминать, что они дают 8-9 процентов ВВП этих двух республик. А потеря русских грузов означает для одной лишь Латвии сокращение минимум 1,1 процента рабочих мест, потерю 1,3 млрд. евро и 2,4 процента налоговых поступлений. А грузы из России составляют почти три четверти общего грузопотока. Намечающееся к 2020 году полное прекращение транзита, переводимого сейчас на новые порты России вынудит закрывать порты - оплачивать убыточные предприятия никто не будет.

На этом фоне благополучный Клайпедский порт вызывает отнюдь не дружеские чувства. Особенно, когда через него идут латышские нефтепродукты с принадлежащего латышам НПЗ, потому что литовцы штраф заплатили, а разобранную дорогу восстанавливать не спешат. При этом еще и чиновники в Вильнюсе не перестают сыпать соль на раны, ехидно утверждая, что Россия не сможет "осушить" порт Клайпеды, как остальные.

Уверенность основана на том, что основная масса грузов идет в порт из Белоруссии. Мировой лидер по производству калийных удобрений, «Беларуськалий» даже выкупил долю ЗАО "Бирю кровиню терминалас" (владелец терминала сухих насыпных грузов клайпедского порта). В порт идут и нефтепродукты с НПЗ Белоруссии, и уходящие за океан МАЗы и БелАЗы. Одним словом всё, что выгоднее транспортировать морем, а не через польскую границу. Исключение в экспорте Белоруссии - бензины, реализуемые в самой Прибалтике и на Украине, а так же грузы, идущие в Россию.
На самом деле "всё не так однозначно", как говорил один герой. На самом деле Россия и Белоруссия сделали осознанный выбор в пользу одного порта - Клайпеды - без которого невозможно отказаться вдруг и сразу. В том числе и потому, что туда протянут продуктопровод, по которому в порт качают дизтопливо. Есть и масса иных причин, включая геополитические - Калининградская область минимум еще полгода (до ЧМ-2018) будет зависеть от перетока электроэнергии через территорию Литвы. К лету вступят в строй три газовые и угольная ТЭС, суммарная выработка вырастет на 6 млрд КВт/часов, Литва станет еще менее интересна.

Как я в свое время объяснял студентам, в отличие от законов физики законы политэкономии действуют не явно, но не менее неизбежно и жёстко. Всунув пальцы в розетку, вас сразу ударит током, приучив этого не делать. Нарушая законы политэкономии в угоду политической конъюнктуре, вы зачастую обрекаете на смерть будущее поколение.

Сегодня Россия, наученная санкциями и патологической русофобией, строит свои порты, переводит на них логистику, создает новую и переписывает контракты для новой реальности. Это долгий и многолетний процесс. Но начав его, никто не будет ломать построенное из жалости к литовцам или нежной любви к порту Клайпеда. Белорусским партнерам России, работающим исключительно на нефти из России, в давальческих договорах оговорят условие продавать продукцию из этого сырья исключительно через российские порты. И всё.

К 2020 году как раз истекает большинство договоров белорусов с литовцами на перевалку грузов (обычно они пролонгируются на год). Российские железные дороги уже предоставили 25-процентную скидку на перевозку белорусских грузов в российские порты на Балтике. Минск просит 40-процентную скидку и, скорее всего, получит ее в будущем году (или 30-35%). Будут и другие явные и скрытые переговоры и договоренности Москвы и Минска. Но именно этих столиц - решать судьбу грузовых терминалов порта Клайпеды Вильнюс не будет.

Тем более, положа руку на сердце стоит признать, что литовские власти так старательно и столько лет поливали помоями Лукашенко и так старательно гадили Белоруссии, что президент РБ с удовольствием сделает ответный щедрый жест. Просто он хороший президент, и постарается кроме удовольствия выжать из своих российских друзей максимальные скидки и торговые преференции.

А Клайпеда и Вильнюс... А что? Они были вписаны в современную инфраструктуру Европы как транзитный мост между Старой Европой и Россией. Это в СССР Прибалтику назначили торговым окном в Европу. Всё, аллес. Мир, инфраструктура и логистика изменились - теперь Вильнюс и вся Прибалтика не нужны от слова совсем. И старой Европе тоже. Ну разве что гавкать на Россию. А так как лаять и есть одновременно сложно, будущее этой окраины ЕС очевидно.

По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас,
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться;
Ну так и лезет в драку с ним.
"Соседка, перестань срамиться, -
Ей Шавка говорит, - тебе ли со Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает. -
"Эх, эх! - ей Моська отвечает, -
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
"Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!"

Мораль басни "Слон и Моська"

В басне описаны люди, желающие нападками на другого, зачастую более авторитетного человека и шумом вокруг себя, создать шумиху и популярность, и что всегда найдется публика, какую это привлечет.

Вторая составляющая морали басни такова - зачастую мы, двигаясь к заветной цели, можем натолкнуться на непонимание и осуждение, особенно, если настроены создать что-либо до этого незнакомое и новое.

Самое мудрое решение - не отвлекаться на людей, вас осуждающих и непонимающих, они только могут лаять, но не укусят, и делать все подобно Слону — упорно делать задуманное.