§2.Профессиональный выбор. Выявление основных параметров Мой профессиональный выбор шаг 1

Содержание разделов проекта «Мой выбор» Шаг 1: Проблема Шаг 2: Осознание проблемной области Шаг 3: Определение потребности и ее формулировка Шаг 4: Определение конкретной задачи и ее формулировка Шаг 5: Выявление основных параметров и ограничений Шаг 6: Выявление традиций, истории, тенденций Шаг 7: Построение опорной схемы размышлений Шаг 8: Выработка идей, вариантов, альтернатив Шаг 9: Изучение интересов и склонностей Шаг 10: Изучение требований к профессиям Шаг 11: Профессиональные ограничения


Содержание разделов проекта «Мой выбор» Шаг 12: Изучение содержания будущей профессиональной деятельности Шаг 13: Выявление индивидуальных характеристик Шаг 14: Определение путей получения профессии Шаг 15: Выбор места обучения Шаг 16: Профессиональная проба Шаг 17: Прогнозирование дальнейшей профессиональной карьеры Шаг 18: Контроль Шаг19: Самооценка Шаг20: Оформление проекта Шаг 21: Защита проекта




Определение дальнейшей профессиональной карьеры Шаг 2: Осознание проблемной области Изучение требований и характеристик различных сфер профессиональной деятельности Изучение алгоритма выбора профессии Выявление и анализ личностных и психофизиологических характеристик ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ АНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОДЕРЖАНИЕ


Шаг 3: Определение потребности и ее формулировка Потребностью каждого молодого человека является умение осуществлять выбор профессии в соответствии со своими интересами и возможностями. Для этого необходимо учитывать: - интересы и склонности; - уровень знаний и способности; - здоровье; - мир профессий; - потребности в кадрах. СОДЕРЖАНИЕ




Шаг 6: выявление традиций, истории, тенденций На этом этапе необходимо выявить, как со временем изменяются требования к подготовке специалистов в различных сферах профессиональной деятельности. Необходимо рассмотреть все источники информации о выборе профессии: Друзья РодителиУчителя Психолог Профцентр ы Интернет, телевидени е СМИ Научно-популярная и художественная литература Служба занятости Ярмарки профессий Традиции семьи Источники информации о выборе профессии СОДЕРЖАНИЕ


Шаг 6: выявление традиций, истории, тенденций С помощью средств массовой информации: - телевидение; - радио; - печатные издания.печатные издания. и Интернет-ресурсов можно узнать, какие новые специальности появились в последние годы, в чем заключается их специфика, в каких учебных заведениях обучают им.Интернет-ресурсов СОДЕРЖАНИЕ


Шаг 7: Построение опорной схемы размышлений 8: Программа совершенствования и развития 4: Соотнесение индивидуальных характеристик с требованиями профессиональной деятельности 3: Выявление индивидуальных личностных и психофизиологических характеристик 5: Определение социально-экономических факторов выбора профессии: пути и условия получения профессионального образования, материальные затраты на обучение и т.д. 7: Профессиональные планы и перспективы 2: Анализ сферы профессиональной деятельности в соответствии с интересами и склонностями 1: Определение профессиональных интересов и склонностей 6: Профессиональная проба Ориентируясь на этот алгоритм, необходимо проследить, как происходит выбор профессии. СОДЕРЖАНИЕ


Шаг 8: Выработка идей, вариантов, альтернатив На основании результатов изучения профессиональных интересов и склонностей нужно выбрать одну из сфер профессиональной деятельности. Сферы профессиональной деятельности Человек - Техника Человек - Природа Человек - Человек Человек – Художественный образ Человек – Знаковая система СОДЕРЖАНИЕ


Шаг 9: Изучение интересов и склонностей Изучите свои интересы и склонности и помощью психодиагностических методик: - дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова; - карта интересов А.Е. Голомштока; - оценка профессиональных типов (Д. Холланд); - методика диагностики направленности личности (А. Басс). СОДЕРЖАНИЕ


Шаг 10: Изучение требований к профессиям Познакомьтесь с требованиями к различным сферам профессиональной деятельности. Соотнесите их со своими личностными характеристиками, подумайте, насколько у вас развиты те качества, которые необходимы специалисту тому или иному типу профессий. Выберите ту сферу, которая наиболее вам подходит. Человек - Техника Человек - Природа Человек - Человек Человек – Художественный образ Человек – Знаковая система СОДЕРЖАНИЕ


Шаг 12: Изучение содержания будущей профессиональной деятельности Ознакомьтесь с профессиограммами и психограммами сфер профессиональной деятельности и выберите сферу, которая лучше всех сочетается с вашими индивидуальными личностными параметрами. Знакомство с требованиями профессии к личности можно осуществить по следующей схеме: Профессиограмма Общая характеристика профессии Содержание труда Необходимые знания Условия труда Требования профессии к человеку Профессионально важные качества Медицинские противопоказания СОДЕРЖАНИЕ














Шаг19: Самооценка Проанализировав полученные результаты, можно попытаться самостоятельно дать себе оценку. При этом необходимо учитывать, сделано ли то, что запланировано. Если результаты, полученные в ходе выполнения работы нас полностью устраивают, то можно развить идею проекта и воплощать ее в жизнь. СОДЕРЖАНИЕ





«Мой профессиональный выбор» (примерный творческий проект по профессиональному самоопределению)

Чтобы вы могли глубже осмыслить теоретический материал по профессиональному самоопределению и уметь практически приме­нить полученные знания, ознакомьтесь с примерным проектом про­фессионального выбора. Он составлен из 20 последовательных опе­раций — шагов. Каждый шаг содержит описание действий по опре­делению профессиональной пригодности и рекомендации по их выполнению (курсивом). В качестве пробной в проекте выбрана профессия оператор ЭВМ.

Профессия оператор ЭВМ

I ЭТАП


Шаг 1: Выявление проблемы

Для человека, стоящего на пороге взрослости, вопросы профес­сионального самоопределения и жизненной перспективы первосте­пенны. Ведь от того, насколько правильно выбрана будущая специ­альность, зависит вся последующая жизнь.

Определите проблемную область своего творческого проекта.

Шаг 2: Осознание проблемной области

Проблемной областью данного проекта является изучение алго­ритма выбора профессии и проектирование путей самосовершенствования на примере анализа конкретной профессиональной дея­тельности (Схема 1).

Выделите подпроблемы своей проблемной области.

Шаг 3: Выявление конкретной потребности

Потребностью каждого является правильный профессиональ­ный выбор в соответствии со своими интересами и возможностями.

Является ли данная потребность для вас первостепенной? Дайте своему ответу подробное обоснование.

Шаг 4: Определение конкретной задачи и её формули­ровка

Задачей проекта является анализ конкретной профессии, выяв­ление основных её требований к человеку и выявление возможно­стей овладения данной профессией.

Сформулируйте основные задачи своего проекта.

II ЭТАП

Шаг 5: Выявление основных параметров

Наша задача ограничивается анализом лишь одной сферы , мы должны проверить, соот­ветствуют ли параметры профессии личностным характеристи­кам её соискателя. Это поможет нам усвоить алгоритм анализа профессии.

Критерии выбора профессии должны быть следующими:

    выбираемая профессия должна соответствовать индивидуаль­ным личностным и психофизиологическим характеристикам; необходима доступность обучения профессии (наличие учеб­ного заведения, его территориальная досягаемость); материальные затраты на получение специальности должны соответствовать финансовым возможностям семьи; востребованность профессии на рынке труда.

Какие параметры и ограничения можно выделить в вашем проекте?

Шаг 6: Выявление традиций, истории, тенденций

Правильный профессиональный выбор основывается на сборе информации о различных профессиях, определении наиболее вос­требованных и перспективных в настоящее время, выяснении тра­диций народа, семьи, местности (Схема 2).

Вам необходимо выявить, как со временем изменяются требования к подготовке специалистов в различных сферах профессиональной деятельности. С помощью средств массо­вой информации и Интернета надо узнать, какие новые спе­циальности появились в последние годы, в чём заключается их специфика, в каких учебных заведениях обучают им.

Шаг 7: Анализ деятельности

Ознакомившись с различными профессиями, необходимо разра­ботать опорную схему размышлений, последовательное продвиже­ние по которой поможет сделать правильный выбор.

Алгоритм профессионального самоопределения:

    определение интересов и склонностей; анализ профессиональной деятельности в соответствии с ин­тересами и склонностями; выявление индивидуальных личностных и психофизиологи­ческих характеристик; соотнесение индивидуальных характеристик с требованиями профессиональной деятельности; определение социально-экономических факторов выбора профессии: путей и условий получения профобразования, матери­альных затрат на обучение; профессиональная проба; профессиональные планы и перспектива; программа и развития.

Опираясь на данный алгоритм, составьте и проанализи­руйте свою опорную схему размышлений, согласно которой вы будете осуществлять выбор профессии. Она может иметь вид схемы (Схема 3).

Шаг 8: Выработка идей, вариантов, альтернативы

Вначале определим сферу профессиональной деятельности, ко­торая наиболее предпочтительна. Это можно сделать, воспользовавшись методиками

«Дифференциально-диагностического опросни­ка» (ДДО) или «Опросника профессиональной готовности» (ОПГ), которые можно найти в Интернете. На основании полученных ре­зультатов мы выбираем одну из пяти сфер профессиональной дея­тельности (человек — техника; человек — природа; человек — чело­век; человек — знаковая система; человек — художественный образ). Профессиональная деятельность, рассматриваемая в нашем проек­те, лежит в сфере «человек — знаковая система».

Используя интернет-сайты, в которых приводятся описания и характеристики профессий, выпишем ряд специальностей, при­надлежащих к выбранной сфере профессиональной деятельности: это web-мастер, оператор ЭВМ, программист, системный админи­стратор, преподаватель информатики, диспетчер.

С помощью методик ДДО или ОПГ определите свою сферу профессиональной деятельности и ознакомьтесь с описания­ми профессий, относящихся к этой сфере. Проанализируйте полученные данные и выберите ряд специальностей, которые вас привлекают больше всего.

Шаг 9: Определение требований к профессиональной деятельности

Выделим следующие параметры, относящиеся к сфере профес­сиональной деятельности «человек — знаковая система».

Работа должна быть:

    разнообразной; иметь преобразующий, творческий характер; стимулировать повышение уровня знаний и умений; соответствовать психофизиологическим и социальным по­требностям человека.

Выделите основные требования к своей будущей профессио­нальной деятельности. Используя методики, выявите свои интересы и склонности, соотнесите их с записанными требо­ваниями, сделайте выводы.

III ЭТАП

Шаг 10: Анализ и синтез идей

Из всех перечисленных в предыдущем шаге профессий теперь нужно выбрать самую подходящую. Для этого нужно оценить их в баллах (от 1 до 5) по основным параметрам (см. шаг 5). Это удоб­нее сделать, работая с таблицей.

Мы проделали это и пришли к выводу, что наиболее приемле­мой для нас является профессия оператор ЭВМ.

Проанализируйте полученные в своей таблице результа­ты. Какая специальность набрала наибольшее количество баллов? Является ли этот вариант наилучшим?

Выбор оптимального варианта профессии

Таблица 1


Специальность

Требования к специальности

Кол-во баллов


Доступность обучения

Востребованность на рынке труда

Соответствие

Материальные затраты на получение профессии

Личностным характеристикам

Психофизиологическим характеристикам

Web-мастер

Оператор ЭВМ

Программист

Системный администратор

Преподаватель

информатики

Диспетчер

Шаг 11: Изучение содержания будущей профессио­нальной деятельности

Итак, мы осуществили выбор оптимального варианта трудовой деятельности. Чтобы глубже узнать содержание будущей профессии, необходимо составить её профессиограмму и психограмму. Такая ра­бота позволит лучше определить свою профессиональную пригод­ность к ней.

Шаг 12: Выявление индивидуальных характеристик

Выявите свои индивидуальные личностные и психофизиологи­ческие характеристики по методикам, подобранным для каждой сферы профессиональной деятельности. В нашем случае это мето­дики для профессиональной сферы «Человек — знаковая система». Далее соотнесите индивидуальные характеристики с требованиями к профессиональной деятельности, описанными в шаге 9.

Используя тесты, приведённые в учебнике и в Интернете, определите свой тип темперамента, характер и другие лич­ностные характеристики. При помощи школьного психолога и врача выявите психофизиологические особенности своего развития. Соответствуют ли они требованиям, обозначен­ным в шаге 9?

Шаг 13: Определение путей получения профессии и вы­бор места обучения

Для выполнения этого шага воспользуйтесь опорной схемой раз­мышления. В центре схемы надо поместить возможные пути получе­ния профессии и указать факторы, условия, которые следует учиты­вать при решении данной проблемы. Вы можете обсудить это с ро­дителями, учителями, консультантами.

Пути получения профессии зависят от выбранного вами учебно­го заведения. Допустим, вы решили сначала получить среднее обра­зование по выбранной специальности в колледже, а затем продол­жить обучение в вузе по сокращённой .

Воспользуйтесь схемой на рисунке 85, в которой приведены фак­торы и условия, учитываемые при выборе места обучения.

Какие пути получения выбранной профессии вам извест­ны? Какой из них вас привлекает больше всего? Проанализи­руйте каждый пункт этой схемы и определите несколько учебных заведений, где можно получить эту профессию. Вы­брав место обучения, рассмотрите варианты своих дальней­ших действий в случае неудачи при поступлении в намеченное учебное заведение.

Шаг 14: Профессиональная проба

На третьем этапе мы подробно рассмотрели все характеристики выбранной профессии, а также свои психологические особенности. Теперь, имея соответствующую теоретическую подготовку, можно провести профессиональную пробу. Это позволит убедиться в том, что профессия полностью подходит.

Можно ли по выбранной вами профессии провести профес­сиональную пробу? Если да, то укажите, где, в какое время и в каких условиях будет проходить работа. Если профессио­нальная проба уже проведена, то проанализируйте её резуль­таты. Выполненные вами творческие проекты, созданные мо­дели в кружках технического и художественно-прикладного творчества являются разновидностью профессиональных проб. Учитывайте их результаты.

Шаг 15: Коррекция

После прохождения профессиональной пробы мы можем сде­лать вывод о том, следует ли нам идти учиться по данной специаль­ности или выбрать другую. Возможно, следует уточнить и профиль обучения в .

Если вы хотите внести изменения в свой выбор, то следу­ет вернуться к шагу 5 или 7 и внести изменения. Какие выво­ды вы сделали?

Шаг 16: Прогнозирование дальнейшей профессиональ­ной карьеры

Теперь, когда мы убедились, что выбранная профессия нам пол­ностью подходит, можно составить прогноз будущего профессио­нального роста и карьеры. Для этого рекомендуется разработать ин­дивидуальную программу самосовершенствования и развития, в со­ответствии с которой будет строиться профессиональный рост.

Составьте индивидуальную программу самосовершенствова­ния и развития. Каких успехов вы хотите и можете достичь в своей будущей профессии? Все свои профессиональные планы и размышления отразите в виде прогноза профессионального ро­ста и карьеры. Здесь не существует единого пути, поэтому мож­но рассматривать различные варианты дальнейшей карьеры.

V ЭТАП

Шаг 17: Контроль

Необходимо вернуться к шагам 5 и 7 и сравнить выполненный проект с тем, который был задуман. Если есть недочёты, то их всег­да можно устранить.

Запишите полученные результаты.

Шаг 18: Оформление

Готовый проект мы оформляем в виде последовательных дей­ствий — шагов. В них следует отразить все размышления, возникшие в ходе выбора профессии. В готовый проект мы помещаем схемы и рисунки, которые помогли нам совершить выбор.

Оформите свой проект в соотв етствии с приведённым об­разцом

Шаг 19: Самооценка

Вернёмся к шагам 2, 4 и 7. Проанализировав их, можно попы­таться самостоятельно дать себе оценку (табл. 1).

Если результаты, полученные в ходе , вас полностью устраивают, значит, вы смогли удачно развить идею проекта и теперь можете воплощать её в жизнь. Рекомендуем для этого использовать примерную оценку готовности к профес­сиональному выбору по методике (таб. 1)

Карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению

Таблица 2

Критерии и показатели

Оценка в баллах

Жизненный план и профнамерения

Я осознаю смысл и цель своей жизни — нечётко.

Моё отношение к различным видам труда, работы — всегда

положительное, хорошее.

Я считаю, что профессия в жизни человека — может сде­лать человека счастливым

На данный момент я выбрал профессию — определённо

Я знаю, куда поступить после , — определённо

Ваши родители — с выбором профессии согласны

Что побудило вас избрать именно эту профессию — знание соответствия профессии своим возможностям. Наличие профессионального идеала — профессиональный идеал определённый (есть такой человек)

Знание будущей профессии — информация

Я знаю, как достичь успеха в выбранной мною профессии, — точно.

Знание санитарно-гигиенических и экономических условий труда по избираемой профессии — точное. Знание требований избираемой профессии к человеку — точное.

Наличие опыта работы по избираемой профессии — наблю­дение за работой других.

Наличие первоначальных профессиональных знаний — при­обретаются.

Знание способа приобретения профессии (я знаю, где и сколько учиться по этой професии) — точно. Знание перспектив профессионального роста (я знаю, как строится карьера специалиста по профессии) — точно

Знание своих профессиональных возможностей

Наличие интереса к будущей профессии — избираемая про­фессия соответствует профессиональному интересу. Наличие способности к избираемому виду труда (я могу дока­зать, что у меня есть способности к этой профессии) — спо­собности имеются.

Соответствие природных свойств нервной системы, темпе­рамента требованиям избираемой профессии (я достаточно быстрый, оперативный, энергичный, чтобы выполнить эту работу) — не знаю.

Соответствие особенностей характера требованиям избирае­мой профессии — соответствуют.

Соответствие особенностей психических процессов (у меня достаточно развиты внимание, память, мышление, вообра­жение и др.) требованиям избираемой профессии — не знаю. Соответствие состояния здоровья требованиям избираемой профессии — соответствует.

Характер самооценки (как вы относитесь к себе) — не знаю. Наличие знаний по общеобразовательным предметам, непо­средственно связанным с будущей профессией, — по этим предметам оценки «4» и «3»


В итоге получилось 64 балла. Это высокий уровень готовности к профессиональному самоопределению.

Шаг 20: Защита проекта

План подготовки к профессиональному выбору

Таблица 2

Мероприятия

1. Уточнить свои жизненные ориентации

2. Приобрести опыт работы на ЭВМ, получить первоначальные профессиональные знания, обучаясь по профилю «Оператор ЭВМ»

3. Уточнить соответствие свойств нервной сис­темы требованиям избираемой профессии

4. Уточнить соответствие особенностей зритель­ного восприятия и представления, внимания, па­мяти, воображения, скорости и точности движе­ний, эмоционально-волевой устойчивости требо­ваниям избираемой профессии

5. Выяснить уровень развития самооценки

6. Начать более углублённо изучать математику

7. Получить профессиональную консультацию

8. Совершить экскурсию в ПУ

Используя компьютер, подготовьтесь к защите своего про­екта, составив план выступления.

Источники информации, использованные при выполнении проекта

Учебник «Технология» для учащихся . Интернет-ресурсы.

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс. На профессиональное самоопределение учащихся оказывают влияние многие внешние и внутренние факторы .

Дубровина И.В. выделяет как минимум 4 группы факторов, которые оказывают определенное влияние на процесс профессионального самоопределения:

1. факторы социально-экономического характера, которые включают в себя то, как общество выражает свое отношение к человеку, выбравшему то или иное рабочее место, моральные и материальные стимулы конкретного труда, престиж профессии, важность для общества и т.д.;

2. социально-психологические факторы. Это социальное окружение, в котором растет и воспитывается человек. Это, конечно же в первую очередь, семья, а также друзья, школа, референтные группы и т.д. Под влиянием социального окружения формируются ценностные ориентации, определенное отношение к труду вообще, социальные ожидания, установки и стереотипы.

3. психологические факторы. Это личностные интересы и склонности, способности, уровень интеллекта, особенности памяти, внимания и т.д.

4. индивидуально-психофизиологические особенности учащегося (свойства нервной системы).

Ребенок для осуществления успешного профессионального выбора должен учитывать каждый из этих факторов. К реальной оценке самого себя и перспективной оценке общественных требований подросток вряд ли психологически подготовлен .

Климов предлагает 8 факторов, которые обусловливают выбор человеком той или иной профессии:

1. Позиция старших членов семьи

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг

Дружеские связи в подростковом возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии.

3. Позиция учителей, школьных педагогов

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого об учениках, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от самого подростка.

4. Личные профессиональные планы

Под планом в данном случае подразумеваются представления об этапах освоения профессии.

5. Способности

О своеобразии способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание

Планируя трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7. Информированность

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. Склонности

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.

Наиболее важными внешними факторами являются влияния родителей, учителей, сверстников и других значимых для подростков людей, а также СМИ и другое.

Влияние в психологии понимается как процесс и результат изменений индивидом поведения другого человека, его установок, представлений, оценок и прочего в результате взаимодействия . Наиболее сильное влияние происходит в процессе взаимодействия родитель-ребенок.

Существует множество способов, с помощью которых родители оказывают влияние на выбор профессии их детьми. Подробно и структурировано их рассмотрел Ф. Райс, американский психолог и социолог. Итак:

Один из вариантов - прямое наследование профессии (продолжение династии врачей, учителей, металлургов и т.д.);

Родители влияют на интересы и занятия детей с самого раннего возраста, целенаправленно предлагая им игровой материал, поощряя или осуждая их интересы, увлечения, занятия. Воздействует также внутри семейная атмосфера. Влияние также важно при стимулировании мужских и женских интересов;

Родители создают ролевые модели, которым следуют дети. Даже тогда, когда родитель и не стремится повлиять на выбор детей, это происходит, особенно если ребенок тесно идентифицирует себя с родителем;

Родители иногда направляют, предопределяют или ограничивают выбор своих детей, настаивая или на продолжении или прекращении обучения, на определенном учебном заведении, специализации, факультете. Родители, поступающие так независимо от способностей, интересов и желания детей могут обречь их заниматься делом, к которому они совсем не приспособлены. Зачастую подростки не решаются возражать родителям оттого, что сами не знают, чего хотят. Некоторые подростки слишком зависимы от воли родителей и несвободны в проявлении собственной инициативы, в таких ситуациях самостоятельность, инициативность слабо выражены. Поэтому принимаемые такими детьми решения в значительной степени обусловлены эмоциями и являются реакцией родителей. Или же родители, не ожидая от своих детей больших успехов на каком-либо поприще, дают им невысокое образование, ограничивая таким образом для них возможности профессионального выбора.

Непрямое влияние родителей. Родители хотят, чтобы их дети приобрели профессию оп своему статусу относящуюся к той категории, что и их собственная, или же чтобы ее статус был выше (выбор профессии по принципу большего престижа и высокой оплаты);

Оказывает влияние также то, как родители оценивают тот или иной вид деятельности. Влияние более сильно, когда ценностные ориентации родителей и детей совпадают;

Подростки более склонные соглашаться с предложениями родителей, когда между родителями и детьми нет разногласий во взглядах на будущее образование и цели детей. Существуют исследования, показавшие, что если уровень образования и профессиональный статус родителей достаточно высоки, то это способствует согласию детей с их мнением по поводу выбора профессии;

Общая обстановка и атмосфера в семье, что непосредственно сопряжено с демократичными отношениями между родителями и детьми, оказывает существенное влияние на цели и надежды молодых людей, связанные с их образованием. А именно, когда родители следят за учебой детей в школе и проявляют большой интерес к их будущему, то подростки ставят перед собой задачу достижения высокого образовательного уровня, что, в свою очередь, влияет на их планы относительно будущей профессии .

Также в исследованиях было выяснено, что по оценкам старшеклассников и их родителей функциональные возможности семьи значительно с большей вероятностью предсказывали направление развития будущей карьеры. Под функциональными возможностями понимается способность семьи достигать поставленных целей, которая измеряется такими понятиями как сплоченность, экспрессия, степень конфликтности, место в обществе, демократичность семейных правил и другими факторами, связанными с функционированием семейной системы. И те семьи, в которых преобладает демократический стиль взаимоотношений и которые способны разрешать возникающие конфликты, оказывают сильное влияние на профессиональные выборы своих детей.

Мнение родителей играет очень большую роль. Нередко - решающую. В действительности отношение родителей к труду вообще, высказывания о различных профессиях, рассказы о собственной работе, сквозящее в них вольно или невольно отношение к работе, с раннего детства "накапливаются" в сознании и подсознании детей и влияют на определение своего будущего уже выросшими детьми. Это влияние непосредственно связано с отношениями, существующими в семье между родителями и детьми. Влияние стиля взаимодействия родителей с детьми имеет далекие последствия и определяет их жизненный путь. Факторы, являющиеся изначально внешними, в процессе детско-родительских взаимодействий становятся постепенно достоянием сознания и подсознания ребенка, преобразуются в индивидуальные особенности ребенка, проявляющиеся в его способностях, интересах, ценностях, установках, мотивах, то есть становятся внутренними факторами, сопутствующими профессиональному выбору.

Выбор является малоизученной и трудно поддающейся изучению проблемой. Человек на протяжении всей жизни неизбежно попадает в ситуации, когда он должен делать выбор. "За уклонение от выбора или неумение выбирать ему приходится расплачиваться маленькими или большими неудобствами, собственными страданиями или страданиями других людей, потерей смысла жизни и множествами различных проблем" (Василюк Ф.Е.) . Этап выбора профессии, который необходимо сделать подростку при переходе в старшую школу и который реализуется в выборе профиля, имеет важное значение в силу того, что он "как бы задает "мелодию" для всего дальнейшего пути" (Митина Л.М., 2003).

Существует большое число исследований, посвященных проблеме выбора профессии. Часть этих исследований посвящена типологизации профессионального выбора. Например, типология проблемных ситуаций профессионального выбора Е.А. Климова, где выделяются различные типы, так или иначе связанные с самооценкой, выделением у себя профессионально значимых качеств, склонностей. Или подход, в котором даются характеристики разным типам подростков, выбирающих профессию: 1. безразличный; 2. нерешительный, фантазирующий; 3. послушный, безответственный; 4. целеустремленный, уверенный. Аналогичный подход реализован в исследованиях зарубежного психолога Джайде В. Он выделяет такие типы профессионального выбора: 1. характеризующийся повышенной зависимостью подростка от обстоятельств жизни, неопределенностью собственных желаний и их непостоянством, в целом - пассивностью; 2. при достаточной решительности и самостоятельности подростка имеются мало дифференцированные склонности; 3. подросток способен самостоятельно сделать выбор профессии, который соответствовал бы его достаточно выраженным склонностям и способностям . Другие исследования проводятся под углом зрения индивидуальных особенностей подростков. Результаты, полученные в этих исследованиях, требуют анализа на предмет разделения внутренних и внешних факторов профессионального выбора.

Выбор профессии предполагает оценивание своих интересов, способностей, постановку определенных целей, оценку возможностей реализации определенных намерений и т.д. В реальности ситуация выбора наполнена большим количеством аргументов "за" и "против". Они выступают критериями выбора, это и нормы морали, нравственности, и любого рода установки .

Какова же готовность подростка к столь ответственному, жизненно-важному выбору? Сегодняшняя ситуация складывается так, что подростки часто осуществляют вынужденный выбор профиля дальнейшего обучения. Согласно многочисленным исследованиям и мнения учителей, наблюдавших процедуру собеседования по выбору профиля обучения, в большинстве случаев задачу формирования временной перспективы, как необходимого условия в профессиональном самоопределении, решают за подростка его родители . То есть выбор направления профильного обучения часто зависит от желания родителей, так как именно родители говорят последнее слово. Согласно исследованиям, проведенным под руководством И.В. Дубровиной среди школьников разных городов России, было выявлено, что в отношении старшеклассников к образованию прослеживается их четкая ориентация на семью. Как следует из ответов самих десятиклассников, мнение родителей является для них наиболее значимым в данном вопросе, именно "отец - мать" в 44% случаев оказали наибольшее влияние на выбор конкретной профессии опрошенными. Обобщая результаты многих исследований, можно сказать, что родители в 30 - 70 % случаев оказали наибольшее влияние на выбор так или иначе связанный с выбором профессии .

Об этом говорит та часть старшеклассников, которые осознают и признают данное влияние, но есть и те, кто убежден во всяком отсутствии такого влияния.

Родительское влияние, каким бы образом оно не происходило, исходит из благих побуждений. Ведь обычно, если только в семье не преобладает неблагоприятный, дисгармоничный тип детско-родительских отношений, родители стремятся сделать выбор своих детей более рациональным, более реальным. И часто они бывают правы. Но исследования и наблюдения в повседневной жизни показывают, что нередко случается, когда родители пытаются изменить профессиональный выбор детей, навязывая им свой выбор, вопреки способностям, склонностям, мечтам, желанию ребенка. Далеко не всегда в таких случаях дети впоследствии оказываются счастливы .

Большое значение в выборе профессии имеет также не только то, на что способен подросток в данное время и в будущем, какого его социальное окружение, но и как он ведет себя в узко локализованной по времени ситуации профессионального выбора. Так же можно сказать, что с точки зрения общей успешности профессионального самоопределения большое значение имеют не только содержательные характеристики этого процесса (что выбирает оптант), но и его динамическая сторона (как выбирает).

В этой связи в психологии рассматривается понятие профессиональных установок. Наиболее принятая психологами функция установки заключается в том, что она обеспечивает человека способностью реагировать на ситуацию и внешние объекты на основе прошлого опыта . Профессиональные установки, выступающие как свойства личности (И.М. Кондаков, О.М. Краснорядцева, А.К. Маркова, О.Б. Шептенко и др.), обеспечивают стабильность и самоорганизацию всей психологической системы, и могут проявляться в реальной жизнедеятельности как психологические новообразования профессиональной деятельности. Для их проявления необходима реальная ситуация профессионального выбора.

Профессиональные установки выражают готовность индивида принимать профессионально важные решения. И связаны, с одной стороны, с объективными требованиями выбора, и, с другой стороны, с уже имеющимся у личности опытом решения жизненных задач. "Возникая как активность, получившая направленность на значимые элементы мира человека, установка соединяет эти элементы ситуации (смыслы, значение, ценность) с прошлым опытом человека в подобной ситуации. Или участвует в инициации мышления, если такого опыта нет или его недостаточно". Установку можно понимать, как готовность реализовать себя, свои возможности. Если профессиональные установки индивида адекватны тем задачам, которые предъявляются в соответствии с возрастом, то они обусловливают достаточно рациональное решение этих задач. Непривычно большая ответственность, возлагаемая на подростка при профессиональном выборе, может привести его к состоянию эмоциональной растерянности, породить чувство принуждения, вызвать желание отсрочить решение. Индивидуальные реакции, в которых проявляются профессиональные установки, могут быть самые разные. Выделяют такие типы профессиональных установок: с преобладанием нерешительности, послушности, целеустремленности, самостоятельности и т.д. (Седлак Ф., 1984).

Наиболее универсальным представляется такое понимание установки вообще, и профессиональной в частности: деятельность индивида всегда детерминирована установкой (которая в свою очередь детерминирована ситуацией) как состоянием настройки субъекта, предвосхищающим действие в определенной ситуации (например, в ситуации профессионального выбора), по отношению к которой он "настроен", "установлен" действовать именно таким, а не каким-либо другим, образом .

В профессиональных установках, которые возникают при столкновении с задачами профессионального развития, аккумулирован весь опыт решения жизненных задач, и они в большой степени обусловливают характер принятия конкретного решения в ситуации профессионального выбора.

Итак, на профессиональный выбор подростка влияет множество внутренних и внешних факторов, которые необходимо учитывать в реальной ситуации выбора. А также большое значение имеет поведение, обусловленное профессиональными установками, которые не в меньшей степени влияют на принятие определенного решения.

Профильное обучение как этап профессионального выбора

Одним из существенных факторов профессионального самоопределения является возраст, в котором осуществляется выбор профессии. Для возраста 13-15 лет характерно неоднородное социальное положение. С одной стороны ребенка продолжают волновать проблемы подросткового этапа - собственно возрастная специфика, право на автономию, проблемы взаимоотношений со сверстниками, оценок в школе, различных мероприятий, а с другой стороны перед ними встают задачи профессионального самоопределения . Сложность современного общества, наукоемкость профессий приводят к большему растягиванию периода детства в жизни человека. Но детство не может расширяться бесконечно, поэтому возникает необходимость "уплотнения" некоторых возрастных этапов. Попыткой совместить задачи подросткового и юношеского возраста является профильное обучение .

"Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели". С одной стороны, в период школьного обучения психическое развитие еще не завершено и поэтому необходимо обеспечить разнообразие и универсальность содержания образования. С другой стороны, эту универсальность приходится совмещать с задачей профессионального самоопределения, выбором профессии и соответственно образовательного пути, свойственного юношескому возрасту.

Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении направления собственной профессиональной деятельности.

Автор проекта

Нечаева Наталья Владимировна, педагог-психолог, МАОУ "Гимназия №76 г. Челябинска"

Название проекта

"Мой профессиональный выбор"

Краткая аннотация проекта

«Професс и Я» - это курс занятий для обучающихся 8-9-х классов, направленных на изучение школьниками своих личностных особенностей в целях формирования реалистичной самооценки, знакомство с миром профессий, требованиями регионального рынка труда и образовательных слуг, правилами выбора профессии и планирования карьеры. Важной частью этих занятий является самодиагностика с использованием простых и надежных методик, ролевых игр, проблемно-поисковых задач, тренинговых упражнений.

Сроки реализации программы: курс изучается в 8-х и (или) 9-х классах. Занятия рассчитаны на 35 часов. Количество часов в неделю зависит от специалиста, реализующего программу.

Форма подведения итогов реализации программы: защита проекта «Мой профессиональный выбор» каждым обучающимся.

Образовательная область, возрастная категория

ОО "Технология", профориентация. Обучающиеся 8-9 классов.

Визитная карточка проекта

Перед старшеклассниками, заканчивающими школу возникает проблема: куда пойти учиться? От того, какой путь они выберут, будет зависеть профессиональное будущее. Правильный выбор профессии позволит так построить свою будущую карьеру, чтобы достичь выдающихся успехов в ней. Профессиональное самоопределение, осознанный выбор профессии и профессиональная подготовка является первым этапом профессиональной карьеры. Именно поэтому необходимо учиться и в дальнейшем работать именно по той специальности, которая вас интересует. Квалифицированный подход к выбору будущей профессии позволит сориентироваться в мире профессий и принять оптимальное решение на основе проекта «Мой профессиональный выбор». Всем известно, что максимальную пользу обществу приносит только тот, кто в совершенстве владеет занимающимся делом. В настоящее время выпускникам школ очень сложно сориентироваться в таком огромном разнообразии мира профессий. Каждый из нас имеет право выбора. Ни социальное положение родителей, ни национальность, ни место жительства не могут помешать юноше или девушке выбрать профессию по душе, по способности, по характеру. Важно иметь желание и возможности, настоящий проект дает возможность задуматься о себе и сделать свой профессиональный выбор.

Направляющие вопросы

Этап 1 - Выявление проблемы

Этап 2 - Выявление потребности

Этап 3 - Определение цели и задач проекта

Этап 4 - Выявление основных параметров

Этап 5 - Выявление истории, традиций, тенденций

Этап 6 - Факторы влияющие на выбор профессии

Этап 7 - Определение требований к профессиональной деятельности

Этап 8 - Профессиограмма

Этап 9 - Определение путей получения профессии (выбор места обучения)

Этап 10 - Оформление и защита проекта

План проекта

Этапы и содержание деятельности.

Поисковый-Определение тематического поля и темы проекта. Поиск и анализ проблемы. Постановка цели и задач проекта.

Аналитический-Анализ имеющейся информации. Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности. Пошаговое планирование.

Практический-Выполнение запланированных действий по реализации проекта.

Презентационный-Подготовка и проведение презентации.

Контрольный-Анализ результатов. Оценка качества проекта.

Приглашение к участию

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ «МОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР»

Этап 1. Выявление проблемы

Для человека, стоящего на пороге взрослости, вопросы профессионального самоопределения и жизненной перспективы первостепенны. Ведь от того, насколько правильно выбрана будущая специальность, зависит вся последующая жизнь. Определите проблемную область вашего творческого проекта. На этом этапе важно порассуждать c самим с собой. Определить на сколько эта проблема важна для вас на сегодняшний момент. (Самое важное это ваши рассуждения)

Этап 2. Выявление потребности

Потребностью каждого является правильный профессиональный выбор в соответствии со своими интересами и возможностями. Является ли данная потребность для вас первостепенной или нет? Дайте своему ответу подробное обоснование. Подробное обоснование, означает, что даже если потребность на сегодняшний момент не является первостепенной, нужно обосновать почему. А уж если является тогда тем более.

Этап 3. Определение конкретной задачи и ее формулировка

Задачей проекта является анализ конкретной профессии, выявление основных ее требований к человеку и выявление возможностей овладения данной профессией. Сформулируйте основные задачи вашего проекта. Даже если вы еще не определились с выбором профессии и пока для вас это в будущем, задумать и порассуждать каким путем вы пойдете и как будете выбирать профессию уже необходимо.

Этап 4.Выявление основных параметров

Критерии выбора профессии должны быть следующими:

1. Выбираемая профессия должна удовлетворять индивидуальным личностным и психофизиологическим характеристикам.

2. Необходима доступность обучения профессии (наличие учебного заведения, его территориальная досягаемость).

3. Материальные затраты на получение специальности должны соответствовать финансовым возможностям семьи.

4. Востребованность профессии на рынке труда.

Какие параметры и ограничения можно выделить в вашем проекте? На данном этапе вы определяете, что конкретно для вас является критерием выбора профессии и что может послужить ограничением. Фразы должны носить личностный характер, и исходить от вас. Пункты 1,2,3,4 – даны для примера и они очень обобщенные, нужны ваши рассуждения.

Этап 5.Выявление традиций, истории, тенденций

Правильный профессиональный выбор основывается на сборе информации о различных профессиях, в определении наиболее востребованных и перспективных в настоящее время, выяснении традиций народа, семьи, местности. Вам необходимо выявить, как со временем изменяются требования к подготовке специалистов в различных сферах профессиональной деятельности. С помощью СМИ и Интернета надо узнать, какие новые специальности появились в последние годы, в чем заключается их специфика, В каких учебных заведениях обучают им. Своего рода экскурс в историю становления профессий и краткий анализ того, как сейчас обстоят дела на рынке труда.

Этап 6. Факторы, влияющие на выбор профессии Традиции семьи Потребность общества Личное желание Интересы и наклонности личности Соответствие психофизиологических качеств требованиям профессии Медицинские противопоказания Оплата труда, возможности проф. роста Возможности освоения профессии На данном этапе вы должны определить, какие факторы более важны для вас при выборе профессионального пути, причем не кратко как в примере, а с точки зрения вас, т.е.пункты указанные в этапе необходимо раскрыть и сделать личностными.

Этап 7. Определение требований к профессиональной деятельности

Работа должна быть:… Выделите основные требования к Вашей будущей профессиональной деятельности. Используя методики, выявите свои интересы и склонности, соотнесите их с записанными требованиями, сделайте Выводы. В этом этапе необходимо понять и указать какой, по вашему мнению, должна быть будущая профессиональная деятельность, тогда в будущем,увидев что обещает вам та или иная профессия, вы с легкостью сможете понять подходит она вам или нет.

Этап 8. Изучение содержания будущей профессии Чтобы глубже узнать содержание будущей профессии, необходимо составить ее профессиограмму и психограмму. Характеристика выбранной профессии. С помощью СМИ или других источников необходимо дать краткую характеристику профессии или нескольким профессиям (если вы еще не определились) интересующих вас областей.

Этап 9. Определение путей получения профессии и выбор места обучения (Факторы, влияющие на выбор места обучения)

Пути получения профессии зависят от выбранного вами учебного заведения. Допустим, вы решили сначала получить среднее образование по выбранной специальности в колледже, а затем продолжить обучение в вузе по сокращенной программе обучения. Какие пути получения выбранной профессии вам известны? Какой из них вас привлекает больше всего? Проанализируйте и определите несколько вариантов учебных заведений, где можно получить эту профессию. Выбрав место обучения, рассмотрите варианты ваших дальнейших действий. В случае неудачи при поступлении в намеченное учебное заведение. На данном этапе вы должны узнать и понять пути получения той или иной профессии, какие учебные заведения, какие экзамены необходимо сдавать и т.д.

Этап 10. Оформление

Готовый проект оформляется в виде последовательных действий. В готовом проекте помещают схемы, рисунки.Обязательна презентация.

Основа проекта

Методы работы, используемые в проекте

1. Самодиагностика;

2. Ролевые игры;

3. Постановка и решение проблемно-поисковых задач;

4. Тренинговые упражнения.

Формы работы:

1. Групповое обсуждение;

2. Самостоятельная работа обучающихся;

3. Консультации с руководителем проекта;

4. Консультации с экспертами (педагогами, внешними экспертами и т.п.)

Ожидаемые результаты обучения

Изменить отношение обучающихся к трудовой деятельности по рабочим профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда;

Повысить мотивацию обучающихся к труду;

Оказать адресную помощь обучающимся в осознанном выборе будущей профессии;

Обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

Сориентировать обучающихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

Оценка эффективности профориентации школьников

Эффективность профориентации школьников оценивается с учетом следующих критериев:

1. Степень информированности обучающихся о профессии и путях ее получения. Показателем достаточности информации является ясное представление требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.

2. Наличие потребности в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии - это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии.

3. Уверенность школьника в социальной значимости труда. Наличие сформированного отношения к труду как к жизненной ценности.

4. Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора.

5. Наличие у обучающегося обоснованного профессионального плана (презентация проекта «Мой профессиональный выбор»).

I этапШаг 1: Выявление проблемы
Определите проблемную область своего
творческого проекта
Шаг 2: Осознание проблемной области
Выявите подпроблемы своей проблемной области
Разработка
алгоритма выбора
профессии
Определение
дальнейшей
профессиональной
карьеры
Ознакомление с
существующими
профессиями и их
характеристиками
Выбор профессии
Проблемное
поле

Шаг 3: Выявление конкретной потребности
Является ли данная потребность для вас
первостепенной? Дайте своему ответу подробное
обоснование
Шаг 4: Определение конкретной задачи и ее
формулировка
Сформулируйте основные задачи своего проекта

II этап

Шаг 5: Выявление основных параметров
Какие параметры и ограничения можно выделить в вашем
проекте?
Пример:
Выбираемая профессия должна соответствовать
индивидуальным личностными психофизиологическим
характеристикам;
Необходима доступность обучения;
Материальные затраты на получение специальности
должны соответствовать финансовым возможностям семьи;
Востребованность профессии на рынке труда.

Шаг 6: Выявление традиций, истории, тенденций
друзья
Средства
массовой
информации
родители
Источники
информации
Художественная
литература
Учителя
Школьный
психолог
Профцентры
Интернет

Шаг 7: Анализ деятельности
Возможности освоения
профессии
Соответствие
психофизиологических
качеств требованиям
профессии
Интересы и
наклонности личности
Оплата труда,
возможности
профессионального
роста
Факторы,
влияющие
на выбор
профессии
Личное желание
Медицинские
противопоказания
Традиции семьи
Потребность общества
в кадрах, рынок труда

Шаг 8: Выработка идей, вариантов, альтернативы
С помощью различных методик определите свою сферу
профессиональной деятельности и ознакомьтесь с
описаниями профессий, относящихся к этой сфере.
Проанализируйте полученные данные и выберите ряд
специальностей, которые вас привлекают больше
всего.
Шаг 9: Определение требований к профессиональной
деятельности
Выделите основные требования к своей будущей
профессиональной деятельности. Используя
методики, выявите свои интересы и склонности,
соотнесите их с записанными требованиями,
сделайте выводы

III этап

Шаг 10: Анализ и синтез идей
Оцените все варианты по критериям (шаг 5) по 5бальной шкале. Какая специальность набрала
наибольшее количество баллов? Является ли этот
вариант наилучшим?
Шаг 11: Изучение содержания будущей
профессиональной деятельности
Шаг 12: Выявление индивидуальных характеристик
Используя тесты, определите свой тип темперамента,
характер и другие личностные характеристики

Шаг 13: Определение путей получения профессии
и выбор места обучения.
Какие пути получения выбранной профессии вам
известны? Какой из них вас привлекает больше
всего? Проанализируйте каждый пункт этой
схемы и определите несколько учебных заведений,
где можно получить эту профессию. Выбрав
место обучения, рассмотрите варианты своих
дальнейших действий в случае неудачи при
поступлении в намеченное учебное заведение.

Потребительская
корзина в
выбираемом
регионе
Вид учебного
заведения
(государственное
или коммерческое)
престижность
Период
поступления
Условия обучения
Выбор
места
обучения
Предоставление
общежития
иногородним
Срок обучения
Расположение
учебного
заведения
Стоимость
обучения